Екатеринбург, ул. Энгельса, 15
(343) 220-66-51
Войти в личный кабинет
Ваша корзина пуста
Наш Урал
31 октября 2014

Сделано на Урале. Металл. Златоустовская гравюра.

Один из сказов знаменитой «Малахитовой шкатулки» Павла Бажова называется «Иванко-Крылатко», и повествует о бедном пареньке со Златоустовского завода, который в своем искусстве гравирования металла переплюнул знаменитых золингеновских мастеров. Написанный в пору оголтелой идеологизации, бажовский сказ соответствовал духу времени, но не соответствовал истине. Кем на самом деле был знаменитый гравер Иван Бушуев? И какие события происходили на Златоустовской Оружейной фабрике?
Гравюра Утро Урала
Посмотреть в магазине
Златоустовский железоделательный завод был основан в 1754 году, он одним из первых в России начал вырабатывать сталь. А вскоре стал одним из заводов полного цикла обработки металла.

По стечению ряда разнообразных обстоятельств, здесь появились немецкие специалисты по железному инструменту и в 1811 году было налажено производство дефицитных бытовых изделий, в числе которых были: лесопильные пилы, лопаты, зубила, каминные щипцы, долота, гвозди, топоры, рессоры, кофейные мельницы и пр.


Строительство Златоустовского завода. Художник Г. М. Берсенёв


Начало XIX века для России было временем непрекращающихся войн – на западе, на юге. В 1811 году началась подготовка к войне с наполеоновской Францией и Златоустовский завод получил заказ на 130 орудий. В следующем, 1812 году, потребовалось изготовить еще 120 стволов. Всего в 1812-1814 годах армия получила 398 златоустовских пушек. Позже производство артиллерийских орудий было прекращено. Пока же, в 1811 году встает вопрос о производстве холодного оружия. Безусловно, для этого Златоустовская фабрика подходила идеально.


Вид на Троицкий Собор и Златоустовский завод. Справа – городской пруд. Перед прудом, справа от Собора – маленькая часовня св. Александра Невского. За часовней  - здание с куполом, это старый доменный корпус.

Весьма своевременно два известных в германском Золингене оружейных мастера, удрученные ухудшением их положения на германской фабрике, и видимо пользуясь личным знакомством, написали письмо управляющему Златоустовскими заводами с предложением о налаживании оружейного производства. Тот, в свою очередь, отписался в департамент горных дел, откуда соответствующие бумаги были переданы в министерство, а затем о предложении было доложено царю. А 13 октября 1811 г. Александр I одобрил идею.
Уже в августе 1814 года в Златоуст прибыла первая партия завербованных немецких специалистов, которые продолжали прибывать вплоть до 1818 года – к тому времени русские мастера уже научились выделывать оружие не хуже германских специалистов.


На фото  Троицкий Собор, левее, прямо за колокольней – двухэтажное здание Арсенала, который был предназначен для хранения образцов изделий Оружейной фабрики. Сама фабрика – слева от Арсенала – четырехугольное здание с внутренним двором. На заднем плане – гора Косотур. А за ней, совсем вдалеке – Таганай.

Официальное открытие Златоустовской оружейной фабрики состоялось 5 декабря 1815 года, практически сразу начался выпуск холодного оружия, и, судя по отчетам, уже со второй половины 1816 года это оружие начали украшать. А к 1820 году производство украшенных клинков стало массовым.

Производство развивалось, мастера достигали небывалого совершенства, и к началу XIX века завод представлял собой практически идеальное предприятие.
В 1833 году был построен арсенал, где хранилось оружие, и размещался Музей Златоустовского горного округа.


Арсенал. Старая фотография.

Вообще, традиция украшения холодного оружия зародилась на Востоке в глубокой древности, в Европе она существовала, по крайней мере, с XII века, но к концу XVIII это искусство повсеместно пришло в упадок, чему немало способствовало развитие фабричного массового производства оружия.


Шлем "шапка ерихонская" Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба. Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому. Музей Московского Кремля.

Одним из самых известных в мире оружейных центров был г. Золинген в Германии, производство оружия там возникло уже в XIII веке. При клеймении изделий, золингеновские мастера выработали свои приемы: клейма наносились на самые видные места, часто их было несколько, также наносилось имя мастера и надпись «Сделано в Золингене». Оружие золотилось, на него методом гравировки наносились различные, большей частью орнаментальные или символические, узоры. Именно оттуда, из Золингена, в 1814 году в Златоуст прибыл специалист по позолоте и вытравке клинков Вильгельм Шаф, а с ним трое его сыновей. Именно они впоследствии обучали первых русских граверов.


Сабля офицерская кавалерийская украшенная. Златоустовская оружейная фабрика, мастера Вильгельм и Людвиг Шафы. 1817-23 гг.

 
Горный департамент прислал в Златоуст на только что созданную фабрику несколько клинков и сабель иностранного происхождения и один украшенный тульским мастером. Все эти вещи были настоящими произведениями искусства. Департамент потребовал изготовить аналогичные для поднесения императору.
Украшенное оружие предполагалось сразу делать в двух экземплярах, с тем, чтобы один экземпляр помещать в Арсенал. Так Шафы начали свою работу.
Контракт с ними был заключен так, что с первых же дней они должны были готовить учеников, от этого они уклонялись всеми способами. И лишь с 1 апреля 1818 года новый директор фабрики Фурман заставил их это делать. В числе первых учеников был и Иван Бушуев, тот самый Иванко-Крылатко из одноименного бажовского сказа.

Памятник художнику-граверу И. Н. Бушуеву. Фото А. В. Козлова, 2006 год.

Краткое содержание сказа таково: всю сложную профессиональную работу на заводе делали немцы, ни во что не ставившие русских мастеров. И вот однажды старый дед Бушуев привел своего не то внучонка, не то племянника, Ивана. Тот, немного поучившись у немца, прикидываясь дурачком, а сам внимательно наблюдая за работой, самостоятельно сделал на сабле оригинальный рисунок – пару бегущих коней, которым по совету своей невесты приделал крылышки. Немцы работу осмеяли, а казацкий генерал, прибывший в Златоуст с Царским поездом отличил именно эту саблю. Именно он захотел посмотреть на «крылатого» мастера, а посмотрев, всячески его облагодетельствовал. Довольный дед разрешил Ивану жениться, а сам мастер со временем стал знаменитым художником по металлу, и получил прозвище «Крылатко».


Иллюстрация В. Воловича к сказу «Иванко Крылатко». П. Бажов, Малахитовая шкатулка.

А теперь о Иване Бушуеве настоящем.
Иван Бушуев не был безродным пареньком. Происходил он из семьи потомственных иконописцев Строгановской школы. У Бушуева было четыре брата, все они были художниками и получили профессиональное художественное образование, а отец его заведовал чертежной мастерской и имел чин унтершихмейстера 1 класса.
Иван Бушуев сразу был неформальным лидером лучших художников, среди которых были так же потомки иконописцев – Бояршинов, Тележниковы и другие. Все молодые люди окончили главную заводскую школу, потом работали в чертежной мастерской.

Панно "Иван Бушуев".

К началу обучения у Шафов, в 1818 году Бушуев был уже взрослым человеком, имел чин унтершихмейстера (горный офицер), был женат, и вскоре у него появилась дочь. В 1819 году Иван Бушуев получил очередной чин, а к 1828 году дослужился до унтершихмейстера 1 класса.

Сабля с ножнами. Иван Бушуев, 1824 г. Эрмитаж.

Уральские мастера довольно успешно обучались, и практически сразу у них появился свой стиль. Если золингеновские мастера украшали клинки орнаментами и символами, то златоустовцы начали создавать серьезные композиции, вплоть до настоящих картин с изображением и самого завода, и окрестных пейзажей. Кроме того, они сразу изменили технологию нанесения рисунка. Шафы всячески сопротивлялись новшествам, но молодых граверов поддержал горный инженер Павел Аносов (создатель российской булатной стали), который к тому времени был назначен смотрителем отделения украшенного оружия.

Шафы быстро сделались не нужны и в 1823 году были уволены за «грубость, неусердие и своекорыстие».


Сабля с ножнами. Иван Бушуев, 1824 г. Эрмитаж.

После отъезда Шафов Иван Бушуев стал главным художником оружейной фабрики.

Будучи горным унтер-офицером, Бушуев должен был носить положенный ему мундир, быть бритым и аккуратно подстриженным. То есть его образ совершенно не соответствовал привычному нам образу уральского мастерового – с бородой, довольно длинными волосами, подвязанными тесемочкой.
Кроме того, он не был бедным человеком. Еще будучи учеником Шафов, он имел 120 рублей в год и 48 пудов провианта. В 1820-ом году он был мастером с окладом 188 рублей, а в 1832 году, когда он стал старшим мастером украшенного отделения, его оклад стал 400 рублей, а через год увеличился еще на 100. Довольно часто он получал немалые суммы денег в виде наград за исполненные работы. Имел он и правительственные награды.


Сабля с ножнами. Иван Бушуев, 1824 г. Эрмитаж.


Со временем мастер освоил  профессию кузнеца и мог сам ковать клинки для украшения. Иван Бушуев создал немало удивительных произведений искусства, но самыми, пожалуй, известными, являются доспехи, изготовленные в подарок цесаревичу Александру, за что был щедро награжден вместе со своими товарищами.

Доспехи для цесаревича Александра. Иван Бушуев с группой мастеров, 1833 г.

В 1835 году в возрасте 37 лет художник умер от горячки. Не смотря на высокое жалованье и многочисленные награды, состояния он не скопил. Брак его, судя по всему, не был удачным, имя его жены фигурирует в нескольких скандальных происшествиях, разбором которых занималась полиция.
Все мастера, ученики Шафов, стали настоящими мастерами своего дела, среди них выделялся Иван Бояршинов, давший начало целой династии граверов. Все они положили начало замечательной школе гравюры на стали, которая процветает до сегодняшнего дня. Нужно сказать, что начальство всегда выделяло граверов из общей массы оружейников, а из граверов на особом положении были художники, которые получали прекрасное образование, для этого их отправляли на обучение в столицу в Академию художеств.

Бушуевский конек на клинке.

Холодное оружие фабрика производила вплоть до окончания Второй Мировой войны. Но еще долгое время здесь производились офицерские кортики, армейские ножи, наградное оружие.
В 1958 году уникальный цех – то, что осталось от знаменитой фабрики, перепрофилировали. Уникальное оборудование сдали в металлолом, сохранился лишь небольшой участок гравюры на стали, который выпускал также небольшие партии морских кортиков.

По мере снижения заказа на оружие, росло производство декоративных предметов – панно, стаканчиков, ножей для разрезания бумаги, всевозможных плакеток – для календарей, папок, шкатулок. Но в конце 80-х годов вместе с проблемами промышленных предприятий, начались трудности и у этого замечательного производства, представленному к тому времени всего одним цехом.

Оригинальный сувенир, созданный к юбилею железнодорожников.

К 1990 г. и этот художественный цех фактически развалился. Но к концу 90-х, несмотря на огромные трудности, златоустовская гравюра начала возрождаться. Самой большой сложностью было восстановление оборудования, тем не менее, это было сделано, снова началось обучение оружейных мастеров и граверов. А потом и вновь был восстановлен выпуск булатной стали.
В настоящее время в Златоусте работает целый ряд замечательных предприятий. Все они имеют как свои художественные и технологические особенности, так и общие корни, общие традиции.


Гравюра "В таежных дебрях".

Златоустовская гравюра на протяжении 200 лет своего существования продемонстрировала миру множество настоящих шедевров, она прожила свои взлеты и свою славу,  виртуозные многоцветные узоры на старинных клинках удивляют своей изысканностью и высокой технологией. И никогда уже златоустовская гравюра не будет такой, какой была когда-то.


Это нож для разрезания бумаги 1901 года. На нем кроме типичных элементов арт-деко, с виртуозной тщательностью созданы настоящие картины, с одной стороны – уральский пейзаж, на другом – панорама фабрики. Обе эти картины меньше спичечного коробка.

 
Тем не менее, Златоустовская гравюра остается уникальным искусством, настоящим уральским брендом. Сегодня Златоуст как и когда-то является мировым центром белого оружия и булата.
А бушуевский крылатый конек красуется на гербе города Златоуста.


Практически вся информация взята из замечательной книги «Златоустовская оружейная фабрика», написанной исследователем Ю. П. Окунцовым.

Комментарии
Владимир Берсенев
28 декабря 2014
Хотелось бы узнать подробнее о художнике Берсеневе Г МОтветить
Юлия
11 января 2015
Владимир, здравствуйте, извините за поздний ответ - экспедиция без интернета.
Я эту репродукцию нашла в интернете. Поскольку задача была написать именно о гравюре, по художнику этому материал не искала. Я думаю, проще всего посмотреть в интернете - что есть, и кто опубликовал картинку, зацепиться и попробовать поконтактировать - что подскажут. Думаю, что Вы легко с этим справитесь. Можно попробовать так же выйти на Златоустовский краеведческий музей.Ответить
Оставьте ваш комментарий
128
Комментировать
Найти
БЛОГ О СТЕКЛЕ,
РЕМЕСЛЕ
И ИСКУССТВЕ
Обратная связь
Самые
Читаемые статьиОбсуждаемые
Новые комментарии