В легендах уральских горняков горный демон, владелица земных богатств и хранительница тайн прекрасного и секретов высокого мастерства. Хозяйка Медной горы считалась покровительницей рудокопов.
Хозяйка Медной горы – образ, лишь вербализованный Бажовым. У народов, населявших Урал до прихода русских, были свои духи-хранители. Свои волшебные существа. Кто они – можем лишь предполагать, названия данные им учеными - лишь условные. Среди них есть и «Богиня на ящере» - женская фигурка, стоящая на ящерице. До сих пор живы легенды о Каменной бабе – Заринь, о духах гор, о звероподобных существах, таящихся в глухи лесах среди гор. Представленная фигурка – авторская интерпретация прообраза, духовной, сакральной сущности Хозяйки Медной Горы, он противопоставлен современной, «пряничной» трактовке, и выражает темную, тайную и древнюю силу горного края.
Пермский звериный стиль - так называется культовое литье, художественная бронзовая металлопластика III–XII в. н.э. Ареал распространения — зона северо-восточного Урала и западной Сибири от Камского и Вятского бассейна до Енисея и Оби.
Современники майя и викингов, авторы пермского звериного пантеона, вели торговлю с Волжской Булгарией, древней Русью, Византией и Сибирью. Они создали уникальную мифологию, в которой животные-тотемы служили посредниками между миром живых и миром мертвых. Каждая фигурка - это символ, буква древнего языка, на котором наши предки разговаривали с богами.